Семинар-практикум для родителей детей, зачисленных на логопункт. Семинар-практикум для родителей «Учимся играя» для старшей возрастной группы Семинар практикум логопеда для родителей речевые игры

Наталья Щербинина
Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Исправление речи в домашних условиях»

Логопед : Здравствуйте, уважаемые родители ! Спасибо за то, что вы нашли время, и пришли на нашу встречу! Сегодня наше родительское собрание пройдет в необычной форме-в игровой.

Цель семинара-практикума :

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях .

Задачи :

1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях .

2. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания (проведении артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, игры и упражнения на развитие речевого дыхания, развитие грамматического строя речи и др .)

3. Сформировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий .

4. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.

Логопед : Предлагаю вам представиться - назвать своё полное имя, затем назвать свое имя ласково. Учитель -логопед называет своё полное имя и подбирает ласковое слово к своему имени : «Меня зовут Наталья Игоревна, Наташенька!

Игра «Назови ласково свое имя»

Очень приятно познакомиться с вами!

Какие вы можете назвать органы речи ?

Артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки.

Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?»

Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё , как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился » .

Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику, зарядку, без которой звуки не появятся.

Артикуляционная гимнастика-сказка

«В гостях у бабушки с дедушкой»

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки) .

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд) .

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка) .

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком) .

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами) .

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух,

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе) .

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык) .

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу) .

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад) .

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ :

(узкий язык вытянут вперёд) .

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд) . БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо) .

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами,

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу,

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу) .

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком,

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе) .

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот) .

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА : «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день, пора спать.

Завтра опять будем гулять.

2. Логопед : У ребенка есть проблемы с речевым развитием, то занятия пальчиковой гимнастикой ему просто необходимы! И следует помнить, что начинать такие занятия необходимо как можно раньше! Ведь установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором :

*стимулирующим речевое развитие ребенка,

*способствующим улучшению артикуляционной моторики,

*подготовке руки к письму

Логопед : Вот сейчас мы с вами поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил - Показывают обратную сторону ладони с

Рукавичку обронил Вытянутым вверх большим пальцем-жест «Рукавичка»

Мышка по полю бежала, «Бегают пальчиками одной руки по другой.

Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка»

Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальцем

Стала жить – поживать,

Звонки песни распевать. Хлопки

Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик»

Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка»

Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки

Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок

Вкусных пирогов напек. «пекут пирожки»

Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук

Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка»

Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки.

И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.

Пирожками угостили. «Пекут пирожки»

Стала жить там поживать,

Пол метелкой подметать. Движения руками влево- вправо.

Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.

Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка»

Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки

Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок»

В страхе разбежались. Развести руки в стороны.

Логопед : Хорошо воспринимается пальчиковая игра под музыку. Мы развиваем не только мелкую моторику, но и слуховое, зрительное внимание!

3. Логопед : Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию . Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно , плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки , то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Логопед : Давайте выполним упражнения. в которые доступно, легко играть дома вместе с вами .

Дыхательное упражнение : «Загони мяч в ворота»

Цель : вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» из счетных палочек. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

4. Логопед : Для развития общей моторики у детей с речевыми нарушениями используются подвижные игры, которые развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ритмично и ловко двигаться.

"Всадник"

Цель : развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

5. Логопед : Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. Обучение грамматической правильной речи достигается с помощью специальных учебных заданий, упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него.

Дидактическая игра «Вкусное варенье»

Цель : образование относительных прилагательных по темам \"Фрукты\", \"Овощи\", \"Ягоды\"

Каждый выбирает себе баночку с вареньем (соком, джемом и т. д.) .

Скажи, как называется твое варенье (сок, джем и т. д.) .(У меня варенье из клубники - клубничное варенье; клубничный сок; клубничный джем).

6. Логопед : Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно и грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Игровое упражнение : «Что может произойти, если…»

Если положить лед на ладонь, то … .

Если у медведя вырастут крылья, то … .

Если полететь высоко-высоко, то … .

Если съесть много мороженого, то … .

Если летом пойдет снег, то … .

Логопед : Можно сочинить целую сказку, предложив ребенку необычную ситуацию.

7. Логопед : Также развивать и обогащать словарный запас детей можно с помощью графической аналогии или с помощью приема мнемотехники. Сейчас мы вместе выучим стихотворение, легко, быстро и без слез

Мнемотаблицы

Логопед : Наш вечер подошел к концу. Спасибо за внимание и помощь. И с вашими детьми заниматься одно удовольствие благодаря интересу и желанию.

Таким образом, может быть, наши дети станут в будущем знаменитыми артистами, умными депутатами, грамотными журналистами или просто хорошими людьми, правильная речь им, несомненно, пригодится, и мы ими будем очень гордиться!

И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем! До свидания!

Организация: МБДОУ детский сад №4 «Ладушки»

Населенный пункт: Россия, Чувашская Республика, г. Шумерля

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: родители и дети, которые посещают подготовительную группу.

Цель практикума: повышение психолого – педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи для взрослых:

  • показать взрослым игровые приемы и упражнения по развитию речевой и психологической готовности детей к школе;
  • сформировать предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми;
  • акцентировать внимание родителей на роли сопереживающего помощника ребенка, а не на роли эксперта, оценивающего уровень его интеллектуального развития.

Задачи для детей:

Совершенствовать фонематический слух детей, умение распределять внимание на протяжении всего занятия.

Закреплять и расширять знания детей по теме: домашние животные и птицы, преобразуя краткосрочную память в долгосрочную.

Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, желание помочь тем, кто в этом нуждается (животные, птицы, люди).

Формировать доброжелательные взаимоотношения, расширять и активизировать словарный запас детей.

Предшествующая работа:

  • Знакомство детей с домашними животными и детьми;
  • Тренинг «Мы все разные, мы все удивительные»;
  • Игра - викторина «Дорогою добра».

Необходимые материалы: музыкальное сопровождение «Улыбка» (муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского), мяч, разноцветные полоски (Цветовой тест Люшера), звукозапись голоса животных, лабиринты к заданию «Голодные животные», мультимедийная презентация «Животные и их детеныши», пластиковые тарелки, мисочки со смесью из макарон, фасоли и гороха, цифровой фотоаппарат.

Ход практикума:

Учитель – логопед: Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги. Сегодня мы собрались здесь, чтобы показать Вам, как проходит речевая и психологическая подготовка детей к школе. И хотим предложить вашему вниманию игровые приемы и упражнения по развитию познавательных и речевых способностей детей.

Упр. «Закончи предложение»

Педагог-психолог по очереди бросает мяч педагогам и родителям, произнося начало предложения «Для меня выражение «Ребенок готов к школе» означает…». После высказываний родителей и педагогов, педагог-психолог делает вывод.

Педагог – психолог: Таким образом, мы видим, что ребенок готов к школе, если он:

  • различает цвет и форму;
  • умеет уверенно держать карандаш;
  • умеет отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Если..., то...»;
  • умеет решать простые логические задачи;
  • умеет определять положение предметов на плоскости;
  • знает слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед);
  • различает и правильно называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • сравнивает и различает предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно)
  • считать до 10;
  • умеет убрать постель, игрушки, умеет привести себя в порядок, умеет завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии;
  • умеет за столом вести себя «как следует»;
  • умеет работать по инструкции.

А вот что по этому поводу говорит выдающийся детский психолог Леонид Абрамович Венгер: «Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». В чем же суть готовности?

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению.

В интеллектуальной готовности важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

В волевой готовности – умение управлять своими эмоциями, поведением. Речь идет не только об умении слушаться, а об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

Мотивационная готовность.

Существует огромная разница между «хочу в школу» и «надо учиться работать». Подготавливая ребенка к школе, необходимо научит его слышать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Важно понять, что для ребенка лучшая подготовка к школе - это естественное желание играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите его интерес. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее.

Учитель - логопед: Игра - основной вид деятельности ребенка, позволяющий с удовольствием получать, те знания, которые ему необходимы. Так как готовность к обучению подразумевает определенный уровень развития речи, то через игру мы учимся правильно произносить звуки, слышать их и различать, определять место звука в слове, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, согласовывать слова в роде числе и падеже, пользоваться развернутой фразовой речью, самостоятельно находить ошибки и устранять их, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание текста. Если у первоклассника есть недостатки в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, ему будет трудно освоить образовательную программу. Обращайте внимание на то, как говорит ваш ребенок. Своевременная логопедическая работа поможет предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Итак, поиграем.

(Под песню «Улыбка» в музыкальный зал входят воспитанники с феей Добра – педагогом – психологом Ольгой Николаевной).

Фея Добра: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поздоровайтесь! Это воспитатели и родители, подарите им улыбку. А теперь посмотрите, что я для вас приготовила.

Цветовой тест Люшера.

Фея Добра: Ребята, на столе лежат разноцветные полоски, разложите их по цвету так, как вам нравится. А теперь выберите ту полоску, которая вам нравится больше всего (Отмечает какое настроение у каждого ребенка по тесту Люшера).

(Звучит тихая музыка про улыбку)

Фея Добра: Каждый новый день нужно начинать с добрых дел, хорошего настроения, а чтобы настроение было хорошим и веселым, встанем в круг, закроем глаза и представим, что нам светит солнышко, почувствуем его тепло возьмемся за руки и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам с легким пожатием, из ладошки в ладошку переходит доброта и переносит нас куда то… переносит… переносит. Ой, куда это мы попали? (Дети открывают глаза) Деревня Любимовка. Видимо здесь тоже кому-то нужны наше тепло и забота. (Слышатся голоса животных). На слайдах дети смотрят, как люди ухаживают за животными.

Бабушка Таня - логопед: Здравствуйте, мои хорошие! Рада видеть вас у нас в Любимовке! Что привело вас сюда?

Фея Добра : Искорка добра привела нас сюда.

Ребенок: Может вам нужна наша помощь?

Бабушка Таня : Чудесные, мои, очень нужна. Приболела я, а моих животных нужно покормить. Пожалуйста, помогите лошадям, свиньям и собакам найти путь к своему лакомству.

Фея Добра : Ребята, поможем бабушке Тане? Тогда возьмем сейчас в руки по карандашу и попробуем пройти лабиринты, пройдя которые животные не останутся голодными.

А теперь скажите мне, чем же питается лошадь? Свинья? Собака?

Бабушка Таня: Вот молодцы какие! Спасибо, всех накормили.

А на моем дворе есть ещё и другие животные, и птицы: к урица, к оза, бык , к орова, индюк , утк а, к от, к ролик. Не заметили ли вы чего необычного в названии моих животных? (во всех словах встречается звук К ).

Правильно, а найти где спрятался звук, сможете? В начале, в середине или в конце? (Дети на слух определяют место звука в слове.) А теперь присядьте и выложите схему этого слова. (Раздаются картинки с животными). Проверьте себя, правильно ли вы сделали.

Бабушка Таня: Какие же вы умненькие, только утомила я вас расспросами своими, поиграйте со щеночком, разомнитесь.

Фея Добра: «Бегал по двору щеночек».

Бегал по двору щеночек, (Медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек. (Наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел, (Присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел. (Руки в стороны, голову на бок)

Вот окошко распахнулось, (Руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (Имитация грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (Запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (Повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (Повернуть голову направо)

Потянулась, улыбнулась. (Соответствующие движения и мимика)

А знаете ли вы, как ласково называют детеныша у козла, курицы, кролика, барана, индюка. Просмотр слайдов, с животными (взрослые - детеныши).

Бабушка Таня: Разбежались все животные мои. Помогите ребята, соберите семьи.

Игра «Собери семью». (Игрушки для настольных игр).

Игра «Доскажи словечко».

Все животные сытые, в своих домах. Собаки… в конуре, коровы… в коровнике, свиньи… в свинарнике, овцы… в овчарне, птицы… в птичнике, кони …в конюшне.

Спасибо вам, мои волшебники. Ребята, помогите мне рассортировать продукты, пожалуйста.

Фея Добра:

Упражнение «Сортировка». (Психолог раздает детям пластиковые тарелки, мисочки со смесью из макарон, фасоли и гороха и просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки.

По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполненной ими работы).

А ловкие то какие!

Бабушка Таня: Спасибо вам за вашу заботу, мои помощники. Приезжайте еще. (Звучит песня об улыбке, бабушка Таня уходит).

Фея Добра: Ребята, нам пора возвращаться домой. До свидания, бабушка Таня.

Упражнение «Доброе животное»

Я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки, закрыть глаза и представить , что мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Повторим так ещё несколько раз.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе .

Итог занятия.

Фея Добра: Вот мы и дома.Я вам предлагаюпосмотреть наше путешествие и сказать, что в нем вам понравилось и запомнилось? ( Все фрагменты занятия сняты на фотоаппарат. Дети просматривают фотоотчет от начала и до конца, комментируя увиденное).

Фея Добра: Какое настроение у вас сейчас? Почему? У меня тоже хорошее настроение. От наших добрых дел стало хорошо и нам и бабушке Тане. Какими добрыми словами она вас называла? (Мои помощники, ловкие, умненькие, чудесные мои.) А вам что понравилось больше всего? (Ответы детей). Ребята, пожалуйста, подойдите снова к столу, на нем лежат разноцветные полоски, выберите ту полоску, которая вам на данный момент больше всего нравится. (Сравниваются цвета полосок, выбранных в начале занятия и оценивается настроение каждого ребенка по тесту Люшера). Попрощаемся с гостями.

Учитель – логопед: Спасибо, уважаемые родители, за то, что нашли время и приняли участие в работе нашего семинара - практикума. Объединяя наши усилия, мы готовим грамотного, уверенного в себе будущего первоклассника. Мы с удовольствием выслушаем Ваши вопросы и пожелания.

Список литературы:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.

2.Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2017.

3.Волкова И.И. Учебно-методическое пособие: обучающая игра «Найди картинку», 2008.

4.Данилова С.И. Психологическое сопровождение дошкольников. Диагностика и сценарий занятий. ФГОС ДО. – М.: Сфера, 2018.

5.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Академический проект, 2017.

6.Справочник педагога – психолога. Детский сад. №2, февраль. – М.: ООО «МЦФЭР», 2015.


Данный семинар-практикум для родителей проводился в виде деловой игры-соревнования между командами родителей и детей. Это мероприятие проводилось, как итоговое мероприятие по выпуску детей из кружка «Грамотей-ка», проводимого с детьми старшей-подготовительной группы детского сада.

По ходу проведения игры учитель-логопед в доступной и увлекательной форме продемонстрировал родителям результаты своей работы с детьми. При этом педагог вовлек родителей в совместную деятельность детей и сделал их «активными субъектами», то есть перевёл их в статус «активных родителей».

По ходу проведения мероприятия учитель-логопед показал (научил) родителей основным методам и приемам работы с детьми по таким направлениям как:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Формирование навыков анализа, синтеза;
  • Формирование делить слова на слоги;
  • Формирование умение находить место заданного звука в слове;
  • Формировать умение находить заданный звук в слове и определять его количество;
  • и многое другое.

Семинар-практикум для родителей «Скоро в школу. Или первый раз в первый класс!».

Уважаемые родители наших будущих первоклассников! Рассказывать о том, как важно заблаговременно и целенаправленно готовить малыша к поступлению в школу, для его более успешному освоению школьной программы, я не стану. По данному направлению мы с Вами встречались уже несколько раз. Поэтому сегодня мне бы хотелось показать, рассказать, если хотите, даже похвастаться успехами Ваших детей по такому направлению, как ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ГРАМОТЫ.

Работаем мы с Вами и вашими детьми в данной сфере уже год, моя непосредственная работа заключалась в том, чтобы научить детей пользоваться знаниями, умениями и навыками, которые предлагалось освоить им на протяжении прохождения курса кружка «Грамотей-ка». Как Вы помните, занятия «Кружка» проводились один раз в неделю. На этих занятиях мы с Вашими детьми пытались освоить очень сложные, но просто необходимые понятия, такие как гласный-согласный звук, его твердость-мягкость, глухость-звонкость, также нами были освоены такие определения, как Звук, Слог, Слово, Предложение и т.д.

И сегодня я хотела бы поблагодарить всех Вас, уважаемые родители, за понимание, терпение и участие в жизни Ваших детей. За такую поддержку, выручку и дисциплину с Вашей стороны, Ваши детки Вам в будущем отплатят сполна.

И хочу сказать ещё одно. Несмотря на то что, мы ещё не все звуки и буквы прошли с Вашими детьми на «Кружке», алгоритм работы по каждому звуку мы освоили просто на «отлично». В этом Вы и убедитесь сегодня на семинаре-практикуме, где будут задания, включающие в себя овладение еще не пройденного материала. Могу сказать следующее: нисколько не сомневаюсь в том, что развитие фонематических процессов находятся на очень высоком уровне у всех без исключения воспитанников подготовительной группы «Ромашка». Ваши дети с легкостью справляются с такими сложными заданиями как, выделение звуков в слове, определение его позиции. Они могут дать полную характеристику любого звука русского языка, хорошо ориентируются в понятиях, знают много правил, которые с большим трудом дети осваивают в первом классе.

В общем, я могу гордиться такими детьми и, конечно же, их поддержкой – Вами, уважаемые родители!

На этом своё вступительное слово я считаю завершенным. И предлагаю Вам приступить непосредственно к самому семинару-практикуму. Как Вы уже заметили, ко мне на мероприятия просто придти посидеть и посмотреть не получается. Поэтому и сегодня Вы не отсиживайтесь в уголочке, а будьте активными участниками образовательного процесса. Если Вы не против, то мы начинаем…

Ход Семинара-практикума

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

У.Л.: Добрый вечер ребята. Рада Вас всех сегодня на нашем мероприятии. Мы с вами много чего уже знаем и умеем. И, надеюсь, что мы с вами сегодня очень порадуем наших самых близких и родных нам людей – наших родителей.

Уч.-лог.: Скажите, пож-та, а что мы с вами сегодня будем делать: Заниматься или играть?

Дети: Играть.

Уч.-лог.: Хорошо. А во что бы Вы хотели поиграть? Может устроим соревнование?

Дети: соглашаются.

Уч-лог: А что нам для этого нужно?

Дети: Разделиться на группы (команды).

Уч-лог: Верно. Как будем делиться?

Дети: выбирают участников команд самостоятельно.

(Логопед ненавязчиво предлагает детям привлечь родителей к соревнованиям, сформировав тем самым три-четыре группы (команды)).

Уч-лог: Вот и замечательно. Теперь каждая команда садиться за столы. Нам нужно выбрать капитанов, которые будут помогать нам.

Дети: выбирают капитанов команд.

Уч-лог: Раз мы с Вами сегодня устраиваем соревнования, то обязательно должны быть и судьи, которые честно и справедливо оценят ход соревнований и определят победителей.

Уч-лог: Кого возьмем в судейскую команду?

Дети и уч-лог: определяют состав судей.

Уч-лог: На любом соревновании, в любой игре есть правила. Вот и у нас они есть. Послушайте их. Вы дружная команда, можете совещаться, обсуждать задания. Но делать это нужно тихо, чтобы не подсказать правильный ответ другой команде. Обязательно внимательно слушать сами задания, чтобы их понять и правильно все выполнить. Вы выбрали капитанов команд. Они должны будут передавать в судейскую коллегию листочки с Вашими ответами. Бегут не все, а только капитан. Давайте будем уважать друг друга.

Уч-лог: Все согласны с правилами? Будем им следовать?

Уч-лог: Тогда начинаем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 конкурс – «Кодировщики». (СЛАЙД -3)

Чтобы нам с вами правильно выполнить это задание, давайте вспомним правила про звуки и буквы.

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ,
А БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ.

Уч-лог: Отлично. Слушайте задание. Сейчас на экране будут появляться картинки, в которых вы должны выделить только первый звук. А потом составить слово из них, тем самым раскодировав задуманное.

За каждое правильное слово команда, ответившая первой, получает призовое очко.

Давайте попробуем сначала вместе. (СЛАЙД –4)

В слове Шапка какой первый звук слышится?

Дети: Звук Ш.

Уч-лог: Верно. А В слове Апельсин?

Дети: Звук А.

Уч-лог: В слове Рыба?

Дети: Звук Р.

Уч-лог:. Правильно. А теперь расшифруйте, какое слово зашифровано на картинке?

Дети: Ш+А+Р=ШАР.

Уч-лог: Правильно. Тогда начинаем? Если Ваша команда догадалась, то командир поднимает руку. Ваша команда дает время подумать и другим ребятам. Но отвечать первыми будет та команда, которая первой поднимет руку. Готовы? Начинаем.

(СЛАЙДЫ 5-16). За каждый правильный ответ команда получает призовые очки.

2 конкурс – «Твердый-мягкий» (СЛАЙД -17).

Уч-лог: У Вас на столах лежит пособие «Найди дорожку», в которое мы с Вами уже играли. Но для тех, кто не помнит, повторю правила. Встаем на кружок красного цвета (Это – начало пути). Затем мы каждым ходом продвигаемся вверх по ступенькам, наступая только на ту (Синюю или зеленую), какой звук слышится в слове, пока не придем к какой-то геометрической фигуре. Эту фигуру и нужно будет поднять вверх. Та команда, которая правильно поднимет фигуру, поллуцит дополнительный бал. (СЛАЙД -18).
Чтобы правильно выполнить это задание, давайте вспомним правило про твердые и мягкие согласные звуки:

ПЕРЕД А, О, У, Э, Ы – ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫ,
ПЕРЕД Я, Ё, Ю, Е, И – ВСЕ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИ.

Попробуем?

Сейчас будем ловить звуки [л] и [л’] в словах. Внимательно двигайтесь фломастером (пальчиком) по лесенке вверх. Можете обсуждать и подсказывать друг другу по команде.

Примерный перечень слов: Люк, лампа, палатка, стол, улитка, клоун, лодка, платок, луковица.

Поднимаем геометрическую фигуру, к которой Вы пришли.

Дети: поднимают желтый прямоугольник. Командиры команд относят пособие судьям для оценки результата.

(судьи фиксируют результаты).

Уч-лог: Проверим себя?

Показывает на слайде маршрут каждого слова и нужную геометрическую фигуру. (Щелчки по слайду -18).

Уч-лог:. Команда, поднявшая правильную табличку получает баллы.

3 конкурс – «место звука в слове». (СЛАЙД – 19).

Уч-лог: Сейчас новый конкурс. Перед Вами лист с заданием, где под каждой картинкой нужно раскрасить только то окошечко (начало, середина, конец слова) и тем цветом (синим или зелёным), где и какой слышится звук. За каждый правильно отмеченный звук команда получает баллы. Это задание на время. Даю Вам на выполнение 2 минуты.

Сейчас мы работаем со звуками [б] и [б’]. (СЛАЙД -20). Приготовили цветные карандаши и приступаем к выполнению задания.

Дети: Выполняют задание.

Уч-лог: Время закончилось. Прошу отложить карандаши в сторону, а капитанов команд передать листы с заданиями в судейскую коллегию.

Уч-лог: Готовы себя проверить?

(Щелкаем по слайду -20).

Уч-лог: Даем судьям время на подведение итога конкурса, а сами немного отдохнем.

Динамическая пауза.

Танец «Соко-Бачу».

Цель – координация речи с движением.

4 конкурс – «Раздели на слоги». (СЛАЙД -21).

Уч-лог: Теперь возвращаемся на места. И переходим к следующему конкурсу.

Уч-лог: Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача – сосчитать сколько слогов в этом слове и поднять табличку с соответствующей цифрой, которые лежат у вас на столе.

Команда, правильно поднявшая табличку получает балл.

Давайте вспомним ещё одно правило. Правило про слоги.

СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
ЭТО ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ИЗ УЧЕНИКОВ.

Дети: Можно прохлопать в ладоши, загнуть пальчики на руках…

Уч-лог: Все правильно. Готовы? Тогда начинаем. (СЛАЙДЫ -22-33).

Примерные слова: слон, тигр, собака, кошка, гусеница….

(Судьи подсчитывают баллы).

5 конкурс – «Прочитай слово» (СЛАЙД – 34).

Уч-лог: Переходим к следующему конкурсу. Конкурсу на скорость и внимание. Перед Вами лист с заданием (СЛАЙД -35). Вам необходимо, как можно быстрее, вычеркнуть все повторяющиеся буквы. А из оставшихся букв составить слово, записать его на обратной стороне листа и передать судьям для проверки. Команда, которая быстро и правильно справилась с задание получает балл.

Уч-лог: По моей команде начинаем работу.

Дети: Выполняют задание.

Уч-лог: Время закончилось. Прошу отложить карандаши и передать лист с заданием судьям для оценки результатов.

Уч-лог: Проверим себя? (Щелкаем по слайду — 36)

Уч-лог: Какое слово должно было получиться?

Дети: Школа.

Уч-лог: Правильно. Это слово школа.

6 конкурс – «Звуковики» (СЛАЙД – 37).

Уч-лог: Вот мы и приблизились с Вами к последнему на сегодня, но самому сложному конкурсу. Сейчас на экране появится картинка, а Вам нужно будет на вот этих листочках (выдает каждой команде лист) раскрасить кружочки в красный, синий или зелёный цвет. То есть выполнить звуковой анализ слова. За правильный ответ команда получает баллы.
Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомните ПРАВИЛО про Гласные Звуки.

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ ПОЮ, БЕЗ ПРЕГРАДЫ ГОВОРЮ.
ГЛАСНЫЙ – ЭТО КРАСНЫЙ.

Уч-лог: Не забывайте проверять согласные звуки на «Звонкость и глухость». Как мы это с Вами делаем?

Дети: Ставим руку на горло и произносим звук. Если горло «звучит», значит звук – звонкий. Если «молчит», значит звук – глухой.

Уч-лог: Внимание на экран. (СЛАЙД – 38). Кто изображен на картинке?

Дети: Улитка.

Уч-лог: Правильно. Будьте предельно внимательны. Выполняйте задание.

Уч-лог:. Прошу капитанов команд передать листы с заданием судьям.

Уч-лог: Проверяем. (Щелкаем по слайду – 38).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Уч-лог: Итак, пока жюри совещаются и подводит итоги, я хочу спросить Вас, Ребята, понравилось ли Вам сегодня на занятии? Что было сложным? Что простым? Хотели бы Вы еще так поиграть?

Жюри подводит итоги. Раздает подарки.

Таблица результатов соревнований «Скоро в школу. Или первый раз в первый класс!»

Команда «Детей»

Команда «Родителей»

Семинар – практикум для родителей

«Логопедические игры – основа гармоничного развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Речь – чудесный Божий дар – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась.

Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада с семьей. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, в образовательно-воспитательный процесс включаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга.

Наш семинар - практикум позволяет привлечь к занятиям родителей, дает возможность стать активными участниками педагогического процесса.

В последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих речевую патологию. Причины ее возникновения различны. Но, если своевременно выявить речевую патологию и оказать разноплановое воздействие на развитие речи ребенка, то данная проблема может быть устранена.

Одной из форм занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста могут быть логопедические игры.

Просмотр родителями логопедического занятия в младшей общеразвивающей группе.


В ходе занятия решались следующие задачи:

1. Формирование представления о значении воды

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение поможет:

· Улучшить подвижность артикуляционных органов

· Укрепить мышечную систему языка, губ, щек

· Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу

· Увеличить амплитуду движений

· Уменьшить спастичность артикуляционных органов

· Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

4. Развитие силы и длительности выдоха

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонема тических процессов, просодики. Очень важны эти игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного выдохов, необходимых в работе над звукопроизношением.

5. Развитие слухового восприятия и внимания

6. Обогащение глагольного словаря: плавает, перебирает, машет, резвится, отряхивает

7. Координация речи с движением

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии реи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваиваются в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект(включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

DIV_ADBLOCK222">


9. Воспитание навыка опрятности

Оборудование: резиновая утка, тазик с водой, камушки, перо, мыльные пузыри, пластмассовые трубочки и стаканы с водой по числу детей.

Ход занятия

Организационный момент

Ребятки, послушайте…(шум воды) Что это? К нам в гости течет Водичка.

Беседа о значении воды. Координация речи с движениями.

Скажите, для чего нужна вода?

Давайте попросим Водичку умыть наше личико.

Игра «Водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А теперь Водичка помоет наши ручки. Что нам еще нужно, чтобы руки были чистыми? (мыло)

Игра «Мы намылим наши ручки»

Мы намылим наши ручки, Круговыми движениями трем одну ладошку о другую.

Раз, два, три. Раз, два, три. Два раза выполняем по три ритмичных хлопка.

А над ручками, как тучки, Выбрасываем руки вверх.

Пузыри, пузыри. Пальчиками показываем колечки.

Давайте посмотрим, какие пузыри полетели.

Дети дуют мыльные пузыри.

Пальчиковая гимнастика

А теперь Водичка с нами хочет поиграть.

· Дуем в трубочку (упражнение «Буря в стакане» ). Водичка пузырится и поет: буль-буль. И наши пальчики покажут пузырики (упражнение «Колечки» ).

· Кидаем в Водичку камушки. Водичка поет: плюх-плюх. Наши пальчики покажут брызги (упражнение «Кулачки» ).

· Стряхиваем мокрые ручки. Водичка поет: кап-кап. Наши пальчики стучат как капельки (упражнение «Щелчки» ).

Пропевание гласных звуков с движениями в звукоподражаниях

Послушайте, кто это к нам плывет? (кря-кря-кря). Это утка. Она любит плавать и слушать песенки воды.

· Утка плавает, перебирает лапками, а Водичка поет: буль-буль. Давайте и мы губы вытянем трубочкой, будем петь: буль-буль и перебирать руками. Дети выполняют.

· Утка резвится, машет крылышками а Водичка поет: плюх-плюх. Давайте и мы губы вытянем трубочкой, будем петь: плюх-плюх и шлепать руками. Дети выполняют.

· Утка отряхивает перышки, а Водичка поет: кап-кап. Давайте и мы широко откроем рот, будем петь: кап-кап и стряхивать ручки. Дети выполняют.

Дыхательная гимнастика

Ребята, пока уточка плавала, она потеряла свое перышко. Давайте подуем на него (упражнение «Сдуй перышко с ладошки») .

Артикуляционная гимнастика

Утка открыла свой клювик и стала с язычком играть. Давайте и мы с нашими язычками поиграем.

· Упражнение «Чистим нижние зубы»

· Упражнение «Чистим верхние зубы»

· Упражнение «Индюк»

· Упражнение «Качели»

· Упражнение «Маятник»

Подведение итогов

Ребята, вам понравилось играть с Водичкой? Будем с ней дружить? Послушайте, что вам скажет утка:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А не мытым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам!

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе - родитель! Кто, как не он, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самым главным союзником и помогает ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.

Именно для него проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд, папки-передвижки, разрабатываются анкеты, памятки. Ведется «Домашняя логопедическая тетрадь» - самый главный наш связуемый и помощник в преодолении речевого нарушения!

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы и их проведение в домашних условиях.

Цель семинара-практикума:

  • познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми;
  • дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

Оборудование: мультимедийная установка; пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, грамматического строя речи; зеркало, логопедические альбомы, тетради, книги; памятка «Как заниматься с ребенком дома».

Первый этап

Знакомство родителей с основными правилами ведения тетради и работы со звуком. Смотреть Приложение 1.

Второй этап: Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

На этом этапе родители ознакомлены с основные артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним. Смотреть Приложение 2.

Третий этап: Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной. Совместная игра. Приложение 3.

Четвертый этап: Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Краткий рассказ о развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Знакомство с упражнениями и совместная игра. Смотреть Приложение 4.

Пятый этап: Игры и упражнения для развития грамматического строя речи.

На этом этапе родители знакомятся нормами развития грамматического строя речи детей, а также с упражнениями направленными на его развитие. Совместная игра. Приложение 5.

Шестой этап: Заключительный этап.

Этап вопросов-ответов. Родителям предлагается лист обратной связи.

Используемая литература:

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя) СПб.: СОЮЗ, 1999.

2. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н.Стрельниковой», 2007.

Приложения

Похожие публикации